?

Log in

No account? Create an account
Системное мышление - продолжение 2 - Сообщество "Управление знаниями" — ЖЖ

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт

Март 3, 2008


Previous Entry Поделиться Next Entry
gorpa
06:30 am - Системное мышление - продолжение 2

Развитие – основное понятие системного мировоззрения. В отличие от механического и биологического взглядов, направленных на решение проблем соответственно производительности и роста, главной заботой системного мировоззрения, в сущности, является развитие. (рис. 4.4)


Производные тенденции – инновация, обучение и адаптация, социализация (равноправность), участие и организация – не могут существовать независимо друг от друга. Все вместе они образуют единое целое и сообща реализуют процесс развития.

Центральным элементом в таком понимании развития выступает его отличие от роста. По мнению Акоффа:
Развитие и рост – далеко не одно и то же, эти понятия даже необязательно сопутствуют друг другу. Рост происходит и одновременно с развитием, и без него, как и развитие может сопровождаться ростом, а может обойтись и без него. Кладбище может разрастаться, но о его развитии говорить не приходиться. С другой стороны, человек может продолжать успешно развиваться долгое время после того, как его рост остановится, и наоборот. <…> Препятствия для роста системы находятся преимущественно в ее окружающей среде, но главные ограничения для развития системы скрываются все же внутри ее самой.

Препятствия для развития социальной системы можно рассматривать как неудовлетворительную работу любого из пяти аспектов. Дефицит, диспропорция, в распределении и ненадежность какой-либо из пяти социальных функций – создания и распределения знаний, власти, богатства, ценностей и красоты – считается первичными препятствиями (первого порядка). Отчуждение, раскол общества, коррупция и терроризм относятся к социальным явлениям, получившим название вторичных препятствий (второго порядка) (табл. 4.1).


Часть III Системная методология: логика безумия

<…> мир кажется нам безумно сложным и хаотичным только по одной причине: в попытке найти объяснение мы используем неадекватные концепции. Стоит нам понять какое-либо явление, и оно уже не кажется нам хаотичным и невероятно сложным.

Особенность системного мышления заключается в том, что в центре его внимания находится единое целое (рис. 5.1). <…> способность синтезировать разрозненные факты и выводы в единое целое намного важнее, нежели способность получить информацию об объекте с различных ракурсов.


<…> увидеть целое можно только при одновременном понимании структуры, функции и процесса. Это три стороны одного и того же явления, а вместе с внешней средой они образуют полный комплект. То есть структура, функция, процесс и среда определяют целое или, по меньшей мере, дают возможность его понять.

На более знакомой территории практики можно заметить, что классическая школа менеджмента с ее ориентацией на вход (то есть исходные условия, технологии, затраты) занимается вопросами структуры. Неоклассическая школа делает акцент на целевом управлении, то есть основное внимание уделяет функциям. А теория комплексного управления качеством (TQM) одержимая идеей тотального контроля, ставит во главу угла процесс. Каждое из этих направлений – анализ, синтез и процесс – внесло свой собственный и весьма существенный вклад в благородное дело получения информации и знаний. Но если бы мы взглянули на какое-либо явление сразу с трех ракурсов – структуры, функции и процесса, - то, без сомнения смогли бы добиться более полного понимания целого.

Взаимозависимые переменные образуют круговые отношения. Каждая переменная участвует в создании других и, в свою очередь, возникает в результате действия предшествующих переменных. Порядок их очередности не играет ни малейшей роли, поскольку ни одна из них не может существовать без других. Они должны функционировать одновременно. Недооценка значения этих взаимозависимостей равносильна попытке увидеть целое, закрыв глаза на самое главное. И поэтому целостный подход к их изучению требует понимания каждой переменной в отношении к другим, причем всех одновременно. В этом нелегком деле нам поможет процесс итеративного исследования (исследования методом последовательных приближений), суть которого заключается в многократном применении определенной итерации.

Итерация, то есть последовательные приближения, - ключ к пониманию сложных явлений. Стивен Вольфрам (Wolfram, 2002) обнаружил, что процесс многократного применения простых правил лежит в основе загадочной способности природы создавать сложные объекты без малейших усилий (рис. 5.5).


Принцип итеративного исследования методом последовательных приближений находит свое отражение и в эмпиризме Сингера (Singer, 1959), утверждавшего: «нет абсолютной истины; чтобы изучить какое-либо явление реального мира, надо сначала предположить, что оно существует».

Как сейчас становится заметнее, наши столь усердно восхваляемые математические инструменты не справляются со своими задачами. Стивен Вольфрам (Wolfram, 2002) в книге «Новый тип науки» делает весьма важное наблюдение:
Сама по себе идея описания поведения на языке математических уравнений оправдывает себя лишь в случае элементарного, даже примитивного поведения. И почти неизбежно она оказывается несостоятельной, как только модель поведения несколько усложняется. Ведь существует множество заурядных явлений, о которых теоретическим наукам, похоже, сказать практически нечего. Трудность математического представления явлений возрастает экспоненциально по мере повышения их уровня сложности.

Затем Вольфрам переходит к демонстрации того, как системы, которые оказались не по зубам традиционной математике, все же подчиняются элементарным правилам; как удивительно простым компьютерным программам, основанным на многократном повторении одной элементарной операции, удается уловить важнейшие закономерности сложных процессов.

<…> несмотря на хаотичность поведения систем с многоконтурной нелинейной обратной связью, в этом хаосе присутствует порядок. Такие системы, похоже, склонны к определенным схемам поведения. С помощью итеративного мышления мы можем обнаружить эти схемы и распознать механизм второго порядка (аттрактор в действии), который и заставляет систему стремится к определенному стереотипу поведения. В этой связи выявление ритма, или цикла итерации, системы с обратной связью – первый шаг к пониманию динамики изменений и рождению упорядоченной сложности.
В недавно вышедшей книге под названием «Скрытые связи» (The hidden Connections) Капра (Capra, 2002) делает очень важное наблюдение: «Центральным открытием теории Сантьяго является отождествление познания – процесса обретения знаний – с процессом самой жизни. Познание, согласно Матуране и Вареле, представляет собой деятельность, которая помогает самогенерации и самосохранению живых систем. Другими словами, познание и есть сама жизнь. Организаций живых систем на любом уровне бытия представляет собой результат работы разума. А взаимодействие живой системы со своей вешней средой – это познавательное взаимодействие».

Самоорганизующиеся, целеустремленные, социокультурные системы должны быть и саморазвивающимися – чтобы не утратить свою жизнеспособность.

Создавать будущее, воздействуя на коллективную картину мира и корректируя в нужную сторону модель поведения, - вот в чем суть интерактивного моделирования.

Интерактивное моделирование – главным образом, - заслуга Рассела Акоффа. Это ядро его знаменитой методологии целеустремленных систем. Для Акоффа выбор лежит в основе человеческого развития. «Развитие – способность делать выбор; моделирование – моделирование – средство для активации способности делать выбор и орудие целостного мышления».

Мы твердо убеждены в том, что процесс моделирования с активным участием всех членов системы – наиболее эффективный способ внедрения желаемых изменений в схему поведения социальной системы. Этот претенциозный (действительно дерзкий) оптимизм все же имеет под собой здравое основание в виде следующих положений:
1. «Будущее не содержится в прошлом; многое еще предстоит написать» (Ackoff, 1982).
2. Лучшим способом изучения и понимания системы является ее реконструкция.
3. Люди скорее примут ту идею, к разработке которой они приложили руку.
4. Эффективность функционирования системы зависит, главным образом, от применяемой схемы работы. Чтобы добиться значительных скачкообразных улучшений, необходимо реконструировать эту схему.
5. «Из неработающих частей можно создать работающее целое» (Ackoff, 1982).
6. Противоположные тенденции объединены отношением «и.., и…», а не «или…, или». Как обоюдный проигрыш, так и обоюдный выигрыш являются возможными сценариями.

Мы также полагаем, что проникновение в коллективный образ мира – скорее вопрос эмоционального возбуждения, чем логического обоснования. Захватывающее представление о будущем вкупе с желанием поделиться им с другими представляет собой мощное орудие перемен.

Двумя отдельными продуктами интерактивного моделирования является формулировка проблем (описание беспорядка) и выработка решений (идеализация). Каждый из них делает этот занимательный процесс по-своему уникальным и нуждается в дальнейшем пояснении.

Отделение процесса формулировки проблемы от процесса выработки решения – уникальная особенность интерактивного моделирования. По мнению Акоффа, «мы терпим неудачу чаще не потому, что не в состоянии решить возникшую проблему, а потому, что пытаемся решить не ту проблему». Нас долго учили тому, как решать проблемы, но никогда не учили тому, как их формулировать.

Пожалуй, лучшим примером описания беспорядка можно считать «Капитал». Есть какая-то ирония в том, что основным вкладом Маркса было не предложенное им решение, а правильная формулировка проблемы.

Процесс моделирования состоит из двух отдельных стадий – идеализации и реализации.

Глава 6 Формулировка проблемы

<…> самыми осведомленными с характером проблемы оказывались работники организации, но в большинстве случаев им просто-напросто запрещалось обсуждать ее либо они не могли четко и полно сформулировать все недостатки, как это было возможно во время сознательного и целенаправленного описания беспорядка. Чего они действительно не знали, так это осведомлено ли само руководство о том бардаке, который творится вокруг. Как правило, открытое признание проблемы сопровождается вздохом облегчения и вызывает желание ее разрешить.

Глава 7 Моделирование архитектуры бизнеса

Глобальная рыночная экономика с ее все более резкими взлетами и падениями давным-давно позабыла о том, что такое стабильность. А для компаний это означает: хотите выжить и успешно конкурировать – не позволяйте себе ограничиваться одной единственной моделью или видом деятельности. Успех приносит способность к самообновлению, спонтанное создание структур и функций, наиболее соответствующих данному конкретному моменту. И здесь далеко не последнюю роль играет самоадресация, то есть адекватная самооценка с учетом истории и опыта организации, благодаря которой можно было бы предотвратить лихорадочные метания из крайности в крайность и беспорядочный поиск новых продуктов или рынков – именно это за последние годы погубило огромное количество компаний.

Архитектура бизнеса – это общее описание системы. Мы исходим из посылки, что система была уничтожена под корень, но при этом все факторы внешней среды остались без изменений, а значит, разработчики получили возможность создать модель системы с нуля. .схема, представленная на рис. 7.2, в общих чертах излагает процесс моделирования архитектуры бизнеса.


<…> бизнес-структуру обычно определяют три аспекта: ноу-хау, или технология, которая трансформируется в осязаемую продукцию или услуги и поставляется через каналы сбыта целевым потребителям или рынкам. Архитектура бизнеса выявляет характер отношений между этими тремя аспектами – технологией, продуктом и рынком.

Интерактивная системная архитектура предлагает задействовать продукт, рынок и технологию одновременно. Главной целью становится извлечение максимальной выгоды из всей цепи создания стоимости в целом, а также достижение синергии (взаимного усиления эффективности) этих трех аспектов.

При формулировке стратегических целей компании мы должны помнить о том, что конкурентное преимущество – это динамичное и относительно понятие, которое меняется в зависимости от ситуации или категории потребителей. Разработка и развитие передовых знаний, которые могут применяться на практике в разных условиях, - это, на мой взгляд, гораздо более мудрый и основательный подход к определению стратегии конкуренции. Для создания независимого от контекста, переносимого знания необходимо множество источников обучения и богатая практика его применения.

Системная методология опирается на другой тип планирования – интерактивный. Суть его в том, что будущее создают наши с вами действия и действия других участников за период времени между настоящим и будущим. Поэтому его задачей является моделирование желаемого будущего (идеализация) и изобретение или выбор способов его претворения в жизнь (реализация).

Резюме
• Интерактивное моделирование – это процесс претворения в жизнь самого прекрасного и изумительного образа будущего, какой только могут себе представить разработчики. Это модель системы следующего поколения, призванная заменить существующий порядок.
• Хотя мы и идеализируем будущее, речь все же не идет о научной фантастике: наша идеализированная система имеет целью самостоятельное функционирование в реальной среде. Мы не предсказываем будущее. У нашей идеальной модели будет достаточный запас маневренности, чтобы обучаться и адаптироваться к возможным изменениям среды.
• Модель производственных процессов зависит главным образом от технологии, а модель организационных процессов опирается на применяемую парадигму.
• Победа всегда доставляет удовольствие. Но чтобы побеждать, надо вести счет. А способ ведения счета во многом определяет ход игры.
• Реализация проекта – задача отнюдь не разовая. Последовательные приближения к идеальному состоянию представляют собой процесс развития, руководящий изменениями и направляющий их в нужное русло.

(Оставить комментарий)


> Go to Top
LiveJournal.com